ошибки нет. а Фэйт есть (с) || the sky is the limit, if you can imagine it you can achieve it (c)
Терапевт в нарративном подходе, как и в некоторых других, подобен зеркальной комнате, в которую помещают клиента. Сказанное отражается терапевтом. Человек хорошо, даже «богато» рассказывает, когда его внимательно слушают, не подмешивая свои смыслы и не ведя разговор к чему-то задуманному заранее.

В нарративном подходе нет одной истины, нет правды, есть множество способов смотреть на событие. Нет «обязательно» и нет «должен». Это освобождает. И помогает обратиться к деконструкции давящих на человека в обществе смыслов, идей, дискурсов.

Как и во многих других нарративных практиках, при деконструкции используется так называемое двойное слушание: одним ухом терапевт слушает то, как сейчас звучит история, а вторым — то, где есть пробелы, разрывы смыслов, неопределенности. И задает вопросы. Слушает и задает вопросы, больше ничего. Ну еще записывает. А потом показывает, что записал. Зеркальная комната.

Деконструирующее расспрашивание помогает увидеть, что идея не монолитна, а сконструирована. То, что мы воспринимаем как данность, было однажды создано и было подано именно таким образом, а нами было воспринято.

Как ещё можно назвать деконструкцию? Распаковка. Можно смотреть с другого ракурса, с разных точек зрения. Поисследовать влияние властной идеи на жизнь. Если идея управляет жизнью человека — взять управление в свои руки.

Идеи конструируют люди, значит, можно сконструировать подходящую идею самому.

Сконструированная идея обязательно кому-нибудь выгодна. Например, образ «идеальной женщины» с обложки глянцевого журнала выгодна и самому журналу (стремишься к идеалу? купи и приобщись), и производителям косметики, одежды, салонам красоты… а ещё — полиграфистам, напечатавшим журнал, рекламодателям, производителям фотошопа и даже самой модели, запечатленной на обложке.

И тут возникает вопрос: а мне-то эта идея выгодна? Хочу ли я поддерживать её жизнь?

Как можно распознать идею, дискурс в речи?

— Она начинается со слов: все, никто, никогда, всегда, никто не…
— Включает в себя глаголы долженствования: обязаны, должны, следует…
— Может содержать идиоматические выражения: «Так принято», «Не может быть по-другому», «Что скажут люди»…

«Истина», которую можно деконструировать, обычно не учитывает контекст, ситуацию, в которой живет и находится конкретный человек: «истина» говорит «всегда», «каждый нормальный…», «а что делать?», отрезая возможность других вариантов. Деконструкция помогает увидеть эти другие варианты — и принять своё решение: какая идея интересна мне? В каком виде я согласен с ней?

Интересно, что иногда идея, в рамках которой мы живем, вообще не сформулирована. Пример: родители могут говорить «да как ты смеешь?», не формулируя подробно свою мысль: скажем, «с незнакомыми следует держаться на разумной дистанции», не предлагая ребенку обсудить: а кто такие незнакомые? а почему следует? есть ли исключения? в каком возрасте я смогу изменить свое отношение? и что такое разумная дистанция, кто определяет её разумность и согласен ли я с ним?

(с) Неидеальные истории

@темы: психология