пятница, 14 сентября 2018
1.
обреченные на неудовлетворённость2.
обреченные на страдания3.
обреченные на вечную тревогу4.
обреченные на ничтожество5.
обреченные на поражениеШестой сценарный алгоритм стоит особняком. Для его иллюстрации даже не удалось подобрать античный миф… впрочем, у кельтов и древних египтян я тоже ничего подходящего не обнаружила.
Пожалуй носителей этой сценарной схемы я бы сравнила с марафонцами. И, думаю, прочитав эту статью, вы со мной согласитесь. Ну что, давайте знакомиться.
Несмотря на то, что данный алгоритм называется
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СЦЕНАРИЙна самом деле он весьма определен. Но — до, пардон за тавтологию, именно до определенного момента. Вот почему я сравниваю носителей этой схемы с марафонцами: они словно бы выходят на некую жизненную дистанцию, которую нужно пробежать от старта к финишу.
Причем «финиш» — это не физическая смерть, вовсе нет. У каждого марафонца он, этот финиш, свой. И представляет некий «конечный результат», ради которого и происходит преодоление «дистанции».
Чаще всего эта самая дистанция представляет из себя набор стереотипных жизненных этапов: рождение-взросление-учеба-женитьба-дети-работа-пенсия.И, как я уже сказала, финиш у каждого марафонца свой. Например, пенсия. И вот марафонец, что называется, тянет лямку, терпит, живет в напряжении, покоряя свою дистанцию, согревая себя мыслями о «призе» — заслуженном отдыхе, на котором он сможет расслабиться и позволить себе все, что угодно. Он «добегает» до вожделенного финиша и… дальше пустота. И неопределенность. Он теряется.
Потому что на самом деле бессознательно он выстроил сценарий своей жизни ДО этого момента. А дальше — нет.читать дальшеИли, скажем, девушка стремится выйти замуж. И вся ее дистанция-жизнь подчинена этой цели. Но — как только цель достигнута, жизнь словно бы прекращается. И с девушкой случается пустота, растерянность и неопределенность.
Еще один весьма распространенный вариант дистанции называется «поставить на ноги детей». Вся жизнь подчиняется этой цели, и пока человек движется к ней, у него все в порядке. Но вот дети вылетели из гнезда и… да, пустота, растерянность, неопределенность. Жизнь замирает.
В чем тут ужас? А в том, что физическая жизнь продолжается, а вот психологически человек словно бы умирает. Психологически, эмоционально, потребностно. У него появляется ощущение пустоты, отсутствия желаний, интересов, стремлений. Появляется тотальное чувство собственной ненужности, никчемности, бессмысленности. Вот это, последнее, ключевое: придя к «финишу», марафонец утрачивает СМЫСЛ жизни.
А тело, друзья, у нас очень честное, да и — это же не секрет — подчиняется «голове» (психике). И если голова «сказала», что жизнь кончена, смысла жить нет, тело начнет умирать.
Вот тут очень важно понять, чем марафонцы отличаются от представителей других сценарных схем. Смотри, все люди неоднократно встречаются с достижением неких глобальных целей в своей жизни (брак, рождение детей, отделение выросших детей и так далее). И многие встречаются с некой пустотой затем, так ведь? Но — это пустота временная. Это такая естественная грусть, прощание с чем-то хорошим и важным, что было и прошло. Главное тут то, что это состояние — временное. Потому что для носителей других схем такие вот цели не являются смыслом жизни. И у них не появляется бессознательного ощущения, что всё, финал, жизнь кончилась. А у марафонцев — именно оно и появляется. Понимаешь разницу?
Почему они не умирают?
Вопрос циничный, но справедливый. Логично, что после психологической смерти довольно быстро должна наступить и физическая.
И наступает, кстати: у тех, у кого сценарий настолько силен, что преодолевает даже базовые защитные механизмы нашей психики.
Вообще, думаю, у марафонцев директивами, что лежат в основе неопределенного сценария (будь лучшим, упорно старайся, будь сильным, радуй других, торопись), прикрыто проклятие «Не живи». Другими словами, человек может жить, пока идет к той самой глобальной цели. А после ее реализации прикрытие исчезает и проклятие начинает действовать.
Но, как ты знаешь, у нашей психики есть базовая функция — обеспечивать выживаемость. И в подавляющем большинстве случаев она, психика, справляется с этим несмотря ни на что. Как она спасает от неминуемой смерти марафонцев? А они начинают всячески оттягивать момент достижения цели. Бессознательно, естественно. Они как бы начинают тормозить, создавать всевозможные препятствия — лишь бы дольше, медленнее идти к финишу.
И тут важно понять разницу между марафонцами и сизифами. Помнишь фильм «Сбежавшая невеста»? Девушка давала согласие, готовилась к свадьбе, но отменяла все в последний момент — чтобы начать сначала с другим претендентом. Вот это сизиф.
Девушка-марафонец будет просто максимально затягивать, откладывать и отдалять наступление «часа Х» — но с одним претендентом.
Понимаешь?
Например, сизиф не отпустит взрослых детей от себя (не физически, так психологически) до тех пор, пока не получит «взамен» внуков — чтобы начать «катить камень» вновь.
Марафонец не отпустит детей никогда, если «поставить на ноги» — финал его дистанции, если «ставить детей на ноги» — смысл его жизни.
Сизиф на пенсии найдет себе другую работу. Марафонец будет всячески оттягивать сам этот момент, момент ухода на заслуженный отдых.
Казалось бы, чего проще: ставить перед собой новые цели, не так ли? Да. Но не для марафонца. В его бессознательной картине мира просто НЕТ такой вероятности, такой возможности. Это трудно понять, если ты не марафонец, поэтому просто поверь: ему это даже в голову не приходит.
Ну вот как большинству из нас не приходит же в голову, пардон за такой циничный пример, выкопать из могилы и попытаться оживить умершего? Обратиться к магам-колдунам, скажем. И хотя где-то в глубине души теплиться такая десткая вера в возможность магии, большая наша часть уверена, что это — воскрешение то есть — невозможно. Глубинно большинство из нас НЕ ВЕРИТ в жизнь после смерти (по крайней мере, в жизнь вот этого тела, вот этой личности).
Вот так же и в бессознательном марафонца: глубинно он НЕ ВЕРИТ в жизнь после той самой цели.
Что делать?
Первым делом, осознать, являешься ли ты марафонцем. Тут стоит понаблюдать за собой, проанализировать: если, например, твоим стимулом, твоим способом самоподдержки является приблизительно такая конструкция, как “Вот доживу до …(пенсии/окончания института ребенком/женитьбы сына/замужества дочери и т.д.), тогда и вздохну свободно”, то тебе срочно нужно начинать учить себя “смотреть за горизонт”.
То есть — задавать себе вопросы: “А что потом? Что я буду делать ПОСЛЕ этого”? И самое главное, давать себе максимально КОНКРЕТНЫЕ ответы. Иначе говоря, заниматься планированием, подробным, тщательным, своей жизни ПОСЛЕ достижения результата-”финиша”. Понимаешь? Пусть даже это планирование будет в форме мечтаний, но — мечтаний конкретных, подробных, детальных.
Тебе нужно сделать свою жизнь после “финиша” такой же ОПРЕДЕЛЕННОЙ, какая она у тебя сейчас (пока ты еще не достиг ГЛОБАЛЬНОЙ своей цели). Тебе нужно найти и поставить другие цели — те, что ты будешь реализовывать после этой. Ведь именно так мы и развиваемся — “путешествуя” от цели к цели, совершая ошибки, переживая неудачи и радуясь победам. А развитие и есть жизнь.
ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ:
Что еще важно знать о сценарных схемах? Во-первых, один человек может реализовывать несколько алгоритмов — один в одной сфере жизни, другой — в другой. Во-вторых, сценарии не всегда бывают во вред, иногда они, напротив, приводят к социальному успеху (например, "Почти" второго типа или "Прежде"), богатству, славе и так далее. Другое дело, что пока человек в сценарии, пока он не осознает этого, у него как бы нет полного управления своей жизнью. А значит — нет и настоящей свободы, и настоящего самоосуществления (реализации себя, реализации своего предназначения, истинного смысла жизни). И потому — нет истинного, настоящего, глубинного удовлетворения. (с) Наталья А. Шатц
@темы:
психология