Наткнулась на чудесный блог будущего целителя китайской медицины. Читаю как песню

Пять душ - пять аспектов самосознания

У ИП в очередном дайджесте процитировано размышление о том, что такое самосознание. Если я правильно поняла мысль автора, то для него всё сводится к телесности. Я ощущаю себя в своём теле - значит, я себя осознаЮ, и вследствие этого прослеживается некое тождество меня вчерашнего и сегодняшнего, если сопутствующие системы, типа памяти, барахлят.

Картина здесь неполная, на мой взгляд.

В китайской системе фундаментов целых 5. Причём не по отдельности, а завязанных друг на друга, как север-юг-запад-восток.

1. Телесная (По). Осознание себя в теле, плюс на более широком уровне осознание привычной телесности окружающего мира (это как бы тоже в какой-то мере своя телесность, но внешняя, своего мира скорее). Это привычное нам 3-мерное пространство, привычная перспектива, предсказуемость передвижений.

2. Волевая (Джи). Я это могу или я это не могу. Я противостою N. Как "внешний вариант" - мне противостоит N, который у внутреннего я выражается в балансе на границе воли и страха.

читать дальше

(с) napoli

Если попытаться в перевод (не знаю можно ли назвать душой), существует проявленный мир, материальное и наше тело, существует непроявленное, наша природа (природа нашей энергии), наверно, это то, что называется нашей сутью, и две связующие между ними: наша сила, как способность переводить из непроявленного в явь, которое здесь разделено на потенциальную и кинетическую энергии, и картина мира, смысловые связи между элементами.
Наверняка, этих "душ" много больше. Можно смотреть на них в общем, а можно выделять бесконечное количество под-частей, которые в глазах видящего превращаются в нюансы, а в глазах обывателя - ненужное усложнение. в котором легко потеряться.