Ты всё ещё осуждаешь себя за тяжелые пробуждения, раздражительность и плохое настроение по утрам? Напрасно. Твое состояние — абсолютно естественно. А главное, не зависит от твоей воли.

И я объясню, почему. Ты же знаешь, что мы — существа, во многом регулируемые гормонами, да? Ага. Но гормоны-то тоже ведь не сами по себе и не как попало продуцируются — по крайней, у людей без серьезных гормональных нарушений. Да, мы все знаем, что за их регуляцию отвечают определенные органы: щитовидка, надпочечники, яичники, гипофиз. Но — вы задумывались, кто или что отвечает за работу этих самых органов? Да, верно, мозг. Центр управления.

А наш мозг, если вы не в курсе, как, впрочем, и наша психика, и наша “биология” — ритмичны. И подчиняются они двум основным ритмам или, иначе, процессам. Процессу возбуждения (активности) и процессу торможения.

В норме они должны сменяться равномерно: то есть, быть практически одинаковыми по длительности, а переходы из фазы в фазу должны быть плавными. Увы, жизнь нынче такова, что мы зачастую искусственно пролонгируем возбуждение, заставляя свой мозг и психику находиться в активной фазе дольше, чем в фазе торможения. И это, конечно же, негативно сказывается на всех наших психических и физиологических, в том числе, гормональных, процессах. Впрочем, это хоть и влияет на наше отвратительное утреннее самочувствие, главной роли не играет.

Почему утро недоброе?

Так в чем же причина нашего раздражения, недовольства, злости после пробуждения? Ведь в таком состоянии мы нередко пребываем утром даже тогда, когда объективно выспимся. Смотри: фазу торможения поддерживает определенный гормон — а именно, кортизол. Его так и называют — “стоп-гормон”, ибо он, говоря упрощенно, замедляет все процессы в нашем организме. То есть, как только мозг, а вместе с ним — психика и “биология” — начинают тормозиться, уровень кортизола в крови начинает повышаться. Что такое сон? Самая что ни на есть фаза торможения. И это значит что? Это значит, что пока мы спим, наш организм заполняется кортизолом. А он, напомню, гормон замедления, гормон слабости и даже — так его тоже называют — гормон смерти.

читать дальше

(с) Наталья А. Шатц